О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками

28.06.2016
16 февраля 2016 г. Федеральной таможенной службой был издан приказ № 280 “О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками”.

Согласно которому, в целях повышения эффективности таможенного контроля, недопущения нарушений установленного порядка при принятии решений в отношении таможенной стоимости ввозимых товаров, в том числе в рамках применения системы управления рисками, начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, даны соответствующие поручения.
В частности, они должны обеспечить мониторинг результатов совершения таможенных операций в целях исключения фактов недостоверного заявления сведений о товарах; контроль полноты и достаточности применяемых мер по минимизации рисков; контроль качества принимаемых решений в отношении таможенной стоимости; выполнение контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости товаров. Также на начальников или лиц, их замещающих, возлагается персональная ответственность за результативность и контроль качества применения мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков по направлению контроля таможенной стоимости, а также обоснованности решений в отношении указанной стоимости.

Однако, усиление персональной ответственности должностных лиц таможенных органов Российской Федерации за качество и результативность мер по минимизации рисков, а также на выполнение контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости товаров, которая следует из его содержания на практике трансформировалось, в дополнительные препоны и проблемы для участников ВЭД. Так, если в процессе выпуска товаров обнаруживается «стоимостной» профиль риска, выпуск товара происходит только под обеспечение уплаты таможенных платежей, даже если все прилагаемые к контракту документы, подтверждают величину заявленной таможенной стоимости.

В последнее время многие участники ВЭД столкнулись с проблемой, когда заявляемая стоимость импортируемого товара ниже контрольного уровня «стоимостного» профиля риска. При этом информация о формировании указанных контрольных уровней является служебной и у участников ВЭД отсутствует.

Кроме того, у участников ВЭД отсутствует уверенность, что данная информация учитывает все факторы ценообразования товаров и является действительно реальной стоимостью, ниже которой продавать товары не выгодно. Так, многие столкнулись с тем, что при формировании контрольных «стоимостных» уровней профилей риска не учитывается страна происхождения товаров, а коммерческий уровень и количество товарной партии при формировании контрольных «стоимостных» уровней не могут быть учтены «априори».
Поэтому, совершенно очевидно, что приказ ФТС России № 280 направлен на увеличение собираемости таможенных платежей и пополнение федерального бюджета.

Подобные корректировки таможенной стоимости по уровню «стоимостных» профилей риска, направленные, фактически, на наполнение федерального бюджета, могут быть обжалованы в суде, поскольку противоречат международному законодательству, в частности нормам ГАТТ ВТО и решениям ЕЭК. А именно, тому, что первоосновой для определения таможенной стоимости товаров является стоимость сделки.

При этом согласно подп. 6, подп. 7 п. 4 ст. 10 Соглашения от 25 января 2008 года «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» минимальные таможенные стоимости, а также произвольные или фиктивные стоимости не могут использоваться для определения/корректировки таможенной стоимости товаров.

В настоящее время, при корректировках таможенной стоимости товаров у участников ВЭД есть два пути обжалования решений таможенного органа: в вышестоящий таможенный орган или в суд. Действующая судебная практика идет по двум направлениям – незаконная корректировка ТС и возврат таможенных платежей, дополнительно уплаченных в связи с такой незаконной корректировкой.

Следует отдельно отметить, что если спор по поводу возврата взысканных или излишне уплаченных таможенных платежей возник на основании факта корректировки таможенной стоимости органом таможни, то в ходе судебного рассмотрения истцу потребуется доказать незаконность такой корректировки.

При обжаловании решения органов таможни о возврате таможенных платежей, нужно иметь ввиду, что первым шагом плательщика должна быть подача заявления в таможенный орган об их возврате. Если же на заявление ответят отказом, тогда плательщик получает возможность обратиться в суд. Суд станет рассматривать заявление об обжаловании решения о корректировке ТС только в том случае, если будут представлены доказательства предварительного обращения заявителя в таможенные органы и получение им отказа в удовлетворении заявления, либо неполучение ответа в установленный срок.

Московская коллегия адвокатов «МАГНЕТАР» предлагает квалифицированную правовую помощь адвокатов по оспариванию решений таможенных органов, в том числе по корректировкам таможенной стоимости и возврату таможенных платежей, дополнительно уплаченных в связи с незаконной корректировкой.
Brauchen Sie eine Fachberatung?